«В 1949 году Челябинский обком комсомола рекомендовал меня на должность комсорга ЦК ВЛКСМ на Уральский автомобильный завод имени Сталина. 29 декабря состоялась беседа с первым секретарём ЦК комсомола Николаем Александровичем Михайловым. Он интересовался прошлым моих родителей, моим отношением к спорту, организацией досуга молодёжи на заводе. Разговаривали минут сорок. Думаю Михайлов был удовлетворён знакомством. Он посоветовал мне встречать новый год в Москве, но куда там! Столько впечатлений, переживаний. Только домой, в родной Миасс.
Сделаю небольшое отступление, чтобы привести любопытный факт. Именно в те годы в отделе рабочей молодёжи ЦК ВЛКСМ работал инструктором молодой инженер Виктор Макеев. За несколько дней я прошёл этот отдел «насквозь», многие беседовали со мной, а вот с Виктором Петровичем мы не встретились. И только спустя много лет мы с ним нашли много общих знакомых, выяснив и это обстоятельство.
На посту комсорга ЦК ВЛКСМ я сменил Владимира Васильевича Смыслова, уходившего на хозяйственную работу. На очередной комсомольской конференции меня избрали секретарём комитета комсомола, что позволило в полной мере осуществлять данные мне полномочия. К слову сказать, я был последним комсоргом ЦК на заводе. В 1951 году этот институт был ликвидирован.
Я считаю, что комсомол в основном справлялся со своими нелегкими задачами, о чём свидетельствовала и деятельность автозаводской комсомолии.
Пятидесятые – годы обыденных, незатейливых, изнурительных трудов: после войны страна заживляла раны, вставала на ноги. И комсомолу предстояло идти в общем строю, найти применение своим способностям, заявив о себе так, чтобы люди могли сказать: «Это сделал комсомол». Нужно искать новые формы комсомольской работы, найти и сохранить своё лицо.
В 1949 году на автозаводе начитывалось 700 членов ВЛКСМ. Для многочисленного коллектива цифра эта была небольшой. Одним из главных показателей работы заводского комсомола в те годы были комсомольско-молодёжные бригады, которых насчитывалось десятки. Причём это было не просто механическое объединение молодых людей, связанных одним делом. В бригадах, особенно сильных, существовал свой кодекс чести, своя атмосфера требовательности, взаимная выручка, гордость за успехи. Чувство коллективизма помогало молодым рабочим духовно окрепнуть, быстрее овладеть избранной профессией, ощутить себя равноправным членом общества. В бригаде не забывали поздравить с днём рождения, навестить заболевшего, прийти на помощь в трудную минуту.
Мы старались бригадирами выдвигать наиболее зрелых юношей и девушек. Проводили с ними встречи, советовались. К нам приходили директора завода Иван Флегонтович Синицын, Александр Константинович Рухадзе, руководители заводских служб, цехов, отделов. Это укрепляло авторитет комсомола, способствовало росту его популярности. Лучшие комсомольско-молодёжные бригады того времени возглавляли Раиса Карякина, Юрий Терсинцев, Антонина Степанова, Геннадий Барон, Валерий Вылегжанин, Александр Кармышев, Зинаида Кийякина. Они неоднократно занимали призовые места в социалистическом соревновании.
По инициативе комсомольско-молодежных бригад развернулось на заводе движение за культуру производства, чистоту рабочих мест. Обновление наступало широким фронтом, Разбивались цветники и скверы, ремонтировались кровля, перекрытия, входы бытовки. Девушки из ДОЦ (деревообрабатывающего цеха) впервые надели красные косынки, и об этом мгновенно узнал весь завод. «Подумаешь, косынки…», — скажет кто-то. Основная масса автозаводцев в те годы была одета в серые и чёрные фуфайки. Эта одежда обезличивала людей, унижала их. Но в послевоенной стране много было других забот. И вдруг цех расцвёл маками. А какие оказывается, милые и симпатичные лица у девушек, озорные улыбки, лукавый и задорный взгляд…И самое главное – это их инициатива, это они сами догадались, раздобыли ситчик, порезали и пошили себе платки; всё от души и по душе. Мы в комсомольском комитете радовались этому свежему ветерку.
От простого к сложному развивались отношения в сфере производства. «Модным» стало обслуживание одним рабочим нескольких станков. Не забыть мне комсомольца Мишу Ситдикова, Небольшого роста, с удивительно выразительным лицом, он умудрялся поддерживать жизнь в семи агрегатах, успевая переброситься фразами с товарищами, воспринимая работу механизмов на слух.
Ширилось движение последователей Нины Назаровой, принимавших закреплённые за ними станки на «социалистическую сохранность»: хорошо его знать, вовремя провести профилактику, овладеть навыками наладчика, смелее использовать скорости и качественный инструмент. Нашел большую поддержку у молодёжи метод комсомолки Руфины Рассомахиной – работать на кольцевом самоконтроле. С большим интересом молодёжь участвовала во внедрении средств малой механизации, в рационализаторской деятельности. Молодых рационализаторов, пытливых и способных рабочих и специалистов в литейном производстве всячески пестовал известный на заводе рационализатор и изобретатель Виктор Дмитриевич Шепель.
Комсомол постоянно участвовал в работе по сбережению материальных ресурсов и экономии сырья, материалов, электроэнергии. Комсомольцы и молодые рабочие через комсомольские контрольные посты обслуживали определённую территорию, на которой следили за чистотой рабочих мест, порядком в расходовании заготовок инструмента, эмульсии, электроэнергии, помогали убирать стружку, вовлекали в процесс добровольного хозяйствования, Через сотни таких постов наш труд вливался в мощное общенародное движение за экономию и бережливость.
Мы старались дотянуться до каждого комсомольца, затронуть его душевные струны, взволновать, вывести из состояния апатии, равнодушия, если такое случалось, вовлечь в интересное дело, помочь ему раскрыть свои способности.
На заводе в те годы было свыше сорока цеховых комсомольских организаций. Своей боевитостью и сплочённостью выделялись комсомольские организации цехов инструментального, деревообрабатывающего, нормалей, второго моторного, отделов технического контроля, главного металлурга, главного технолога. Широкий размах получило движение за коллективный стахановский труд. Суть его была глубокой и серьёзной. Речь шла не только о техническом прогрессе, но и в буквальном смысле об обновлении души каждого автозаводца. В жизнь и быт людей вводилось новое качественное содержание.
Молодёжь шагала рядом с опытными рабочими. В это время развернулось строительство стадиона и пионерского лагеря на берегу Тургояка. Отсутствие средств – хроническое недомогание заводского организма тех лет – потребовало от руководства вовлечения в стройку цехов и отделов завода на принципах позднее рождённого «самстроя».
Каждый коллектив получил свою долю участия и конечный срок. Техника выделялась заводской автобазой по их заявкам. Выходили и в первую, и во вторую смены. На стадион завозился грунт, уплотнялся, делался дренаж, дерновались откосы, сооружались знаменитые колонны главного входа. Параллельно шло озеленение. Наряду с футбольным полем, волейбольными и баскетбольными площадками начерно были сделаны два теннисных корта и место для игры в городки. К сожалению, в те годы любителей этих видов спорта было немного. С большими трудностями строился и пионерский лагерь. Отсутствовала надёжная дорога, и строительные материалы старались завести по льду замёрзшего Тургояка. Основной объём неквалифицированной работы выполняли комсомольцы и молодёжь. Самое активное участие молодые рабочие принимали и в закладке заводского парка – вели посадки деревьев и кустарников.
Комсомол понуждал молодёжь продолжать образование. Советская власть создавала для этого все условия: школа рабочей молодёжи, вечерние техникум и институт.
По-отечески, с пониманием молодёжных проблем к нам относился заводской комитет профсоюза во главе с Андреем Матвеевичем Никифоровым. Энергичный, неугомонный, громкоголосый, никогда не терявший присутствия духа, он наставлял нас: «Больше инициативы, больше интересных идей и задумок, о деньгах не беспокойтесь, профсоюз профинансирует. Дерзайте».
И действительно, не было грани между комсомолом и профсоюзом. Мы проводили слёты, семинары, вечера, конференции, культпоходы. По нашим просьбам особо отличившимся молодым рабочим выделялись путёвки в дом отдыха, финансировались экскурсии в Москву, Ленинград, мы не знали нужды в деньгах при покупке культ – и спортинвентаря в молодёжные общежития. Андрей Матвеевич был надёжным другом автозаводской молодёжи.
Сложилась крепкая дружба с советом ДСО, который возглавил Павел Никулин. Мы с ним создавали все условия для юношей и девушек, увлечённых спортом. Для разминки во многих цехах вводились физкультурные паузы.
Центром досуга молодёжи стал заводской Дом культуры, возглавляемый гостеприимным хозяином Петром Семеновичем Крамом. Никто не замечал неудобств в этом накренившемся от старости бараке: проводили там молодёжные вечера. Именно в те времена появились первые коллективы художественной самодеятельности в цехах и отделах. В середине 50-х годов зазвучал замечательный голос Галины Тиуновой (ныне Выголовой), будущего бессменного руководителя хора русской народной песни, заслуженного работника культуры России.
Я не пишу подробно о постоянной поддержке наших действий со стороны парткома автозавода и цеховых партийных организаций. Это естественный факт. И все же не могу не упомянуть секретарей партийных организаций: Дмитрия Григорьевича Печина (инструментальный цех), Василия Семеновича Старостина (ДОЦ), Ивана Николаевича Смирнова (Мотор-1), Ивана Николаевича Кургаева (ОТК). Очень внимательно, заботливо относились к молодёжи и её проблемам руководители цехов и отделов. Они постоянно интересовались жизнью комсомольских организаций, вглядывались в суть каждого молодого человека. Вспоминается начальник литейного цеха № 3 Пётр Васильевич Сёмин. Строгий, требовательный, даже жёсткий, он чутьём своим и опытом выделял и поддерживал молодых рабочих, специалистов, парней и девушек инициативных, «башковитых», деловых. У молодых деревообработчиков высоким был авторитет начальника ДОЦа Федора Алексеевича Гордеева. Всегда комсомольцы и молодые рабочие находили отеческий совет, поддержку и помощь у Арсения Викторовича Потапова – начальника моторного цеха № 2, Александра Николаевича Половинкина – начальника цеха Шасси. Николая Павловича Шибанова – начальника инструментального цеха.
Сознательная, вдохновенная деятельность выдвигала из молодёжной среды своих лидеров, вожаков, авторитетных, деловых, справедливых молодых людей, к мнению которых прислушивались не только их сверстники, но и старшие товарищи. Много лет прошло. А они все в моих глазах – сильные, красивые, жизнерадостные, с которыми и в разведку, и в рукопашный бой: Агния Иванова, Юрий Новожилов, Иван Беляев, Артур Брюгеман, Алексей Николенко, Давид Забулдович, Римма Горюнова, Георгий Воронин, Анна Журавлёва, Виктор Мясников, Нина Юдина, Эля Баранова, Борис Горбатов…
Трудной и счастливой была наша молодость. На традициях воспитывается характер. Мы просто работали, ошибались, не успевали, уставали, но упрямо шли вперёд. Комсомольская юность незабываема. Многих она коснулась и у всех осталась в памяти навсегда как светлое, доброе время твоего становления и возмужания.
Николай Богачёв.
Наша справка.
Богачёв Николай Васильевич (31.08. 1928 – 2.08.2002). Комсомольский, партийный руководитель, почётный гражданин города Миасса. Работал зав. отделом и секретарём Миасского горкома ВЛКСМ, комсоргом ЦК ВЛКСМ на автозаводе. После комсомола окончил Гелогоразведочный техникум, Свердловскую Высшую партийную школу. Заведовал промышленно-транспортным отделом горкома КПСС, возглавлял партийную организацию автозавода, работал председателем горисполкома, первым секретарём Миасского горкома партии. Награждён орденами Ленина, Трудового красного Знамени, «Знак Почёта», медалями.