Синяя блуза

«Синяя блуза» появилась в 20-е годы.  Её участники выходили на сцену в синих рабочих спецовках, потому и появилось  такое название. В программы включались литературные монтажи, песни, частушки на злободневные темы, танцевальные  и физкультурные номера. Большинство выступлений носили острый политический, классовый характер.

Газет тогда не хватало, да и читать многие не умели. Вот  комсомольцы и взялись  в театрализованной форме знакомить  население с последними политическими событиями,  постановлениями Советской власти. Декретом ВЦИК в то время была введена  «чтецкая повинность». Сегодня это может показаться странным и непонятным. А тогда, в стране сплошной неграмотности, ничего удивительно в том, что каждый умевший мало-мальски читать, должен был знакомить с новостями из жизни страны население и читать им вслух то, что писали советские газеты.  Однако информация, подаваемая через такую «повинность», была сухой, не могла заинтересовать слушателей.

С 1922 года устная газета стала приобретать характер театрализованного представления. Злободневные, политически заострённые куплеты «синеблузников» основывались, как правило, на фактах местной жизни и неизменно пользовались большим успехом на рабочих собраниях и конференциях, в цехах завода.

«Синяя блуза» Челябинских комсомольцев появилась на базе драматического кружка  железнодорожного клуба и завоевала такое признание, что рабочие стали приглашать комсомольцев, когда требовалось навести порядок на заводе или в учреждении, приструнить бюрократов, подхалимов, лодырей, прогульщиков, бракоделов.

В Златоусте представлениями «синеблузников» руководил Костя Просветов – талантливый журналист, автор одной из книг по истории комсомол – «Уральский комсомол в борьбе за Октябрь».

В Миассе «Синяя блуза» возникла на базе молодёжного театрализованного коллектива  при клубе напилочного завода «Смычка» и очень быстро стала популярной. На улицах города можно было встретить тогда такие яркие афиши.

Миасс, жди живгаз!

Придём 22-го вечером.

Каждый сознательный рабочий,

Вали смотреть живгаз –

Будет интересно очень.

Тащишь персону свою –

Тащи с собой семью.

У живгаза глаза прожектора –

Не пощадят ни мастера, ни директора.

 

«Синеблузники» Миасса часто устраивали  выезды в деревню. В  1929 – 1930 гг. на их выступлениях побывало более   12 тысяч сельских жителей.

В Аше  выступления синеблузников проходило в  рабочем клубе, где всегда было так тесно, что  люди заполняли все проходы, коридоры. Многие стояли на улице и внимательно, затаив дыхание слушали, ловили каждое слово, каждый номер концерта синеблузников. А ведь о концерте и объявлений не было. Стоило сообщить о выступлении «Синей блузы» лишь двум, трём рабочим, как весь завод мгновенно знал об этом. И после трудовой смены усталые люди прямо в рабочей одежде дружно шли послушать энтузиастов рабочей самодеятельности, молодых борцов за победу нового и хорошего, борцов против всего мешающего строить светлую жизнь.

Представление ведущий обычно начинал словами:  «Синеблузники всех стран, соединяйтесь!»  (тогда под синеблузниками подразумевались рабочие, пролетарии всех стран). Дальше бригада на сцене отвечала словами девиза «Синей блузы»: «Светить всегда, светить везде, светить — и никаких гвоздей!» Начинался тематический концерт, в котором крепко попадало  бракоделам, лодырям, прогульщикам!  Бывали выступления и на темы международных событий.

Организаторы «Синей блузы»  в Аше – двенадцать – пятнадцать лучших комсомольцев. Они  работали на металлургическом заводе, были примером в труде, а  всё свободное время отдавали развитию самодеятельности и спорта.

Рассказать  о хорошем  –  кто это может сделать? «Синяя блуза»! А о тех, кто мешает  ударным темпам пятилетки? Тоже  «Синяя блуза».  Цеховые посты синеблузников сообщают… И в тот же день к вечеру уже готовы сатирические стихи и песни. Душа коллектива Иван Сычёв мог моментально сочинить сатирическую шутку на любую тему. А музыкальное сопровождение тут же  готовил Сергей Буряшкин.

Ни одно критическое выступление не проходило мимо парткома и комитета комсомола завода.  На каждом концерте присутствовали  директор,  секретарь парткома,  председатель завкома профсоюза, и они нередко тут же принимали меры по вскрытым «Синей блузой» фактам.

В деревне по образу и подобию «Синей блузы» создавались кружки «Красная рубаха», «Красная пестрядь». Но всё же центром всей культурно-просветительской работы были избы-читальни, каждой четвёртой из них руководил комсомолец. Не было в Южно-Уральской деревне комсомольской ячейки, которая не ставила бы спектакли, внося вырученные деньги на керосин и ремонт клуба, на помощь Красному флоту и в фонд Международной организации помощи борцам революции.

В ряде случаев существовала как «Синяя блуза», так и «Живая газета»

В тридцатые годы подобные формы молодёжной инициативы постепенно трансформировались в самодеятельные драмкружки.

 

Леонтий Рабченок, кандидат исторических наук.

 

This entry was posted in Комсомол и культура. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *