«Синяя блуза» появилась в 20-е годы. Её участники выходили на сцену в синих рабочих спецовках, потому и появилось такое название. В программы включались литературные монтажи, песни, частушки на злободневные темы, танцевальные и физкультурные номера. Большинство выступлений носили острый политический, классовый характер.
Газет тогда не хватало, да и читать многие не умели. Вот комсомольцы и взялись в театрализованной форме знакомить население с последними политическими событиями, постановлениями Советской власти. Декретом ВЦИК в то время была введена «чтецкая повинность». Сегодня это может показаться странным и непонятным. А тогда, в стране сплошной неграмотности, ничего удивительно в том, что каждый умевший мало-мальски читать, должен был знакомить с новостями из жизни страны население и читать им вслух то, что писали советские газеты. Однако информация, подаваемая через такую «повинность», была сухой, не могла заинтересовать слушателей.
С 1922 года устная газета стала приобретать характер театрализованного представления. Злободневные, политически заострённые куплеты «синеблузников» основывались, как правило, на фактах местной жизни и неизменно пользовались большим успехом на рабочих собраниях и конференциях, в цехах завода.
«Синяя блуза» Челябинских комсомольцев появилась на базе драматического кружка железнодорожного клуба и завоевала такое признание, что рабочие стали приглашать комсомольцев, когда требовалось навести порядок на заводе или в учреждении, приструнить бюрократов, подхалимов, лодырей, прогульщиков, бракоделов.
В Златоусте представлениями «синеблузников» руководил Костя Просветов – талантливый журналист, автор одной из книг по истории комсомол – «Уральский комсомол в борьбе за Октябрь».
В Миассе «Синяя блуза» возникла на базе молодёжного театрализованного коллектива при клубе напилочного завода «Смычка» и очень быстро стала популярной. На улицах города можно было встретить тогда такие яркие афиши.
Миасс, жди живгаз!
Придём 22-го вечером.
Каждый сознательный рабочий,
Вали смотреть живгаз –
Будет интересно очень.
Тащишь персону свою –
Тащи с собой семью.
У живгаза глаза прожектора –
Не пощадят ни мастера, ни директора.
«Синеблузники» Миасса часто устраивали выезды в деревню. В 1929 – 1930 гг. на их выступлениях побывало более 12 тысяч сельских жителей.
В Аше выступления синеблузников проходило в рабочем клубе, где всегда было так тесно, что люди заполняли все проходы, коридоры. Многие стояли на улице и внимательно, затаив дыхание слушали, ловили каждое слово, каждый номер концерта синеблузников. А ведь о концерте и объявлений не было. Стоило сообщить о выступлении «Синей блузы» лишь двум, трём рабочим, как весь завод мгновенно знал об этом. И после трудовой смены усталые люди прямо в рабочей одежде дружно шли послушать энтузиастов рабочей самодеятельности, молодых борцов за победу нового и хорошего, борцов против всего мешающего строить светлую жизнь.
Представление ведущий обычно начинал словами: «Синеблузники всех стран, соединяйтесь!» (тогда под синеблузниками подразумевались рабочие, пролетарии всех стран). Дальше бригада на сцене отвечала словами девиза «Синей блузы»: «Светить всегда, светить везде, светить — и никаких гвоздей!» Начинался тематический концерт, в котором крепко попадало бракоделам, лодырям, прогульщикам! Бывали выступления и на темы международных событий.
Организаторы «Синей блузы» в Аше – двенадцать – пятнадцать лучших комсомольцев. Они работали на металлургическом заводе, были примером в труде, а всё свободное время отдавали развитию самодеятельности и спорта.
Рассказать о хорошем – кто это может сделать? «Синяя блуза»! А о тех, кто мешает ударным темпам пятилетки? Тоже «Синяя блуза». Цеховые посты синеблузников сообщают… И в тот же день к вечеру уже готовы сатирические стихи и песни. Душа коллектива Иван Сычёв мог моментально сочинить сатирическую шутку на любую тему. А музыкальное сопровождение тут же готовил Сергей Буряшкин.
Ни одно критическое выступление не проходило мимо парткома и комитета комсомола завода. На каждом концерте присутствовали директор, секретарь парткома, председатель завкома профсоюза, и они нередко тут же принимали меры по вскрытым «Синей блузой» фактам.
В деревне по образу и подобию «Синей блузы» создавались кружки «Красная рубаха», «Красная пестрядь». Но всё же центром всей культурно-просветительской работы были избы-читальни, каждой четвёртой из них руководил комсомолец. Не было в Южно-Уральской деревне комсомольской ячейки, которая не ставила бы спектакли, внося вырученные деньги на керосин и ремонт клуба, на помощь Красному флоту и в фонд Международной организации помощи борцам революции.
В ряде случаев существовала как «Синяя блуза», так и «Живая газета»
В тридцатые годы подобные формы молодёжной инициативы постепенно трансформировались в самодеятельные драмкружки.
Леонтий Рабченок, кандидат исторических наук.