Юность автозавода

Трудной, но интересной и увлекательной была комсомольская юность у тех, кому выпала честь строить автозавод и начинать производство грузовых автомобилей. Подростками, вместе со взрослыми в ноябре 1941 года принимали они эшелоны с оборудованием. Голодные, без тёплой одежды, в жестокую стужу выгружали и устанавливали под открытым небом станки в цехах будущего завода. Потом, становясь уже токарями, фрезеровщиками, слесарями, собирали вначале коробки скоростей, потом моторы, а с июня 1944 года грузовики Зис-5 – «захары», как ласково называли их бойцы на фронте и сами заводчане.

Вместе с трудовым коллективом рождалась и крепла комсомольская организация завода. К апрелю 1943 года она насчитывала в своих рядах двести человек и была уже достаточно активной, организованной силой. Первый в истории завода комитет комсомола возглавил Николай Андросов. Он  приехал в Миасс из Москвы с группой рабочих и технических специалистов завода имени Лихачёва.

Комсомольцы собирали средства на строительство подводной лодки «Челябинский комсомолец», создавали посты по экономии и бережливости, проводили рейды по выявлению узких мест, формировали комсомольско-молодёжные бригады. С лозунгами тех лет – «Всё для фронта», «Работать не числом, а умением», «Вчера рекорд – сегодня норма» — молодёжь не раз побеждала в соревновании за право носить имя одного из героев войны и называться фронтовой. Это был стимул поважнее других наград. Десятки бригад были названы тогда именами  Константина Рокоссовского, Лизы Чайкиной, Олега Кошевого, Виктора Талалихина, Тимура Фрунзе.

В годы войны бригада плотников Бориса Яницкого дважды завоёвывала переходящее Красное знамя обкома ВЛКСМ; бригады Кудряшовой и Кабанова из инструментального цеха были в числе лидеров Всесоюзного соревнования. Комсомольско-молодёжные бригады военной поры состояли в основном из подростков. Бригадир Е.Антонов писал в заводской многотиражке: «В бригаде, которую я возглавляю, четыре подростка, самому старшему – мне – 15 лет, Молодость не мешала нам быть передовиками производства. Каждый из нас выполнял по две-три нормы, а в отдельные дни выработка бригады достигала шестисот процентов».

Молодые рабочие, почти ещё дети, сутками не выходили из цехов, спали в подсобках и на антресолях, откуда их нередко в полуобморочном состоянии  от недоедания отправляли в больницу. Но они находили в себе силы  поддерживать порядок в общежитиях, бороться с пьянством, игрой в карты, патрулировать на посёлке УралАЗа и в старом городе, да ещё заниматься спортом. Уже в 1942-м на заводе появляются первые спортивные секции. В 1944 году заводская футбольная команда «Торпедо» выигрывает у всех в городе и области, а в каждом цехе создаются свои футбольные команды.

«Ведь, кажется, все силы были отданы сменному заданию, — пишет в своей книге «Завод у подножия Ильмен» А.Манин, — однако нет, играли, словно без устали – с задором и увлечением и, что более всего удивляло, почти никогда не уходили с поля, не забив мячей».

Леонтий Рабченок.

This entry was posted in Под покровом секретности. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *