Всё об Орлёнке

  •  скульптор Лев Николаевич Головницкий
  •  архитектор Евгений Викторович Александров
  • открыт: 29 октября 1958 года в г. Челябинске к 40-летию ВЛКСМ
  • посвящен: Комсомольцам-героям Октябрьской революции и гражданской войны на Урале
  • находится: У входа на Алое поле, на пересечении проспекта Ленина (ул. Спартака) и ул. Красная

Четырехметровая бронзовая скульптура (статуя) установлена на прямоугольном постаменте, облицованном полированным гранитом. Эта скульптура является первым из произведений местных мастеров, отлитых в бронзе.

  • общая высота монумента составляет 6,8 метра. Высота постамента 2,8 метра
  • на главном фасаде постамента надпись: «Орленок». Буквы бронзовые, накладные
  • Ниже этой надписи высечена звезда и текст: «Комсомольцам – героям Октябрьской революции и гражданской войны на Урале»
  • Под текстом изображение серпа и молота
  • На тыльной стороне постамента текст: «Установлен комсомольцами и молодежью Советского района г. Челябинска в день 40-летия ВЛКСМ, 29 октября 1958 года»

В конце 50-х в среде комсомольского актива Челябинской области не было человека более популярного, чем Костя Варламов. Он ещё не успел обзавестись солидной фигурой, учёной степенью доктора исторических наук и генеральскими погонами, но все в области, от групкомсорга и пионервожатой до ветерана комсомола, знали, что Варламов – это тот самый первый секретарь Советского райкома ВЛКСМ, благодаря которому на Алом поле стоит памятник комсомольцам всех поколений «Орлёнок».  Это он вместе с коллегами в горкоме и обкоме комсомола бросил в массы идею о создании к 40-летию комсомола памятника героям-комсомольцам. И первым начал счёт собранным на эти цели средствам. Субботники, воскресники, сбор металлолома и макулатуры, копилка экономии и бережливости – всё во имя одного: у комсомольцев должно быть святое место, свой символ героизма и романтики. Теперь памятник есть и считается одним их лучших в стране.

У памятника «Орлёнок» и сегодня принимают в пионеры и повязывают красные галстуки в день рождения пионерии, прощаются с Уралом отбывающие на далёкие стройки студенческие отряды, встречаются ветераны комсомола, назначают свидания влюблённые и гости Челябинска.

 

Современники о памятнике «Орлёнок».

«Однажды в неформальной обстановке с Головницким зашёл разговор о его  «Орлёнке».  Головницкого спросили: «Кому же он посвящён, есть ли у «Орлёнка»  прообраз, фамилия?». Головницкий сказал, что это обобщённый образ – в нём и Павка Корчагин, и Александр Матросов  и мои современники, секретари обкома комсомола Решетов, Старицкий, Соннов.

(Виктор Тимошенко, заведующий отделом обкома КПСС)

«Он не могуч, не огромен, не величественен, не бросок внешне – он обычен, прост, но мудрён.  Скованный связанными руками, живущий последний миг на этом белом свете – он, этот русский парень, комсомолец, вдруг стал великим, прекрасным и вечным. Это – Орлёнок, который нам нужен»

(Сергей Строев, журналист)

 

«Если бы скульптор Лев Головницкий – автор этого памятника – больше никогда ничего не создал, то всё равно его имя осталось бы прославленным, настолько прочное место заняла эта скульптура в истории советского искусства. Орлёнок поставлен на хорошо угаданную высоту! Не над толпой, и потому не приходится задирать голову, чтобы разглядеть черты лица этого юноши-партизана, в шинели не по росту, ботинках не по ноге, папахе, в которую проваливается голова героя-красногвардейца. ЛевГоловницкий нашёл убедительное воплощение этого образа юноши с отважным сердцем, измученным лицом, полным невероятного презрения к врагам. Перекрученный верёвками, парень вполоборота повернулся к своим невидимым мучителям, и вся его поза полна мятежной динамики, лютой ненависти и торжества, убеждённости в своей правоте».

(Наталья Кончаловская, искусствовед, писатель)

 

«Орлёнок, это, можно сказать, классика. Как известно, всякое значительное произведение ускользает от однобокого толкования, каждое новое поколение «прочитывает» его по-своему. Сегодня я лично «Орлёнка» воспринимаю уже не только как знак памяти о комсомольцах – участниках революции и Гражданской войны, а как драматический рассказ о молодом поколении идеалистов, ввергнутых в классовую борьбу, в которой нет пощады – ни красным, ни  белым».

(Александр Золотов, публицист)

 

«А ведь это лучший памятник, что встретили мы на пути  от Владивостока»

(Зикмунд и Ганзелка, чешские путешественники)

Памятник является главной достопримечательностью города Челябинска, имеет федеральное значение и входит в число лучших скульптурно-архитектурных произведений советской культуры. Изображение Орлёнка можно увидеть на открытках, книгах, значках и календарях Челябинска. В 1967 году за его создание скульптор Головницкий был награжден премией имени Ленинского комсомола.   В 1967-1990 гг. памятник изображался на наградных знаках, которые  вручались лауреатам, учреждённой Челябинским обкомом ВЛКСМ (по инициативе В.П.Поляничко)    областной комсомольской премии  за успехи в области науки, производства, культуры и  искусства, литературы, журналистики и архитектуры. С1987 г. такая награда вручалась также  за достижения в педагогической и научно-технической областях. В советские годы у памятника проходили различные мероприятия, собрания, и митинги. Площадь возле памятника также являлась местом отдыха молодежи. В  выходные и праздничные  дни здесь и по настоящее время   проводятся различные общественно-политические акции, встречи, прием в пионеры,  турниры по настольным  играм.  Все последние годы  скульптура, расположенная на Алом Поле, привлекает туристов своей уникальностью и необычным дизайном.

This entry was posted in В бронзе, стихах и песне. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *