Я искренне благодарен комсомолу, за то, что он подарил мне прекрасную возможность работать с молодёжью, научил отвечать за судьбы людей и не унывать, даже если бывает невыносимо трудно. В моей жизни никогда не было вакуума, напрасно прожитых дней.
После окончания геологоразведочного техникума – сразу в армию. Почти три года служил на эсминце «Вразумительный» на Тихом океане, стал электриком и научился управлять торпедной стрельбой. После демобилизации с молотком геолога исколесил Ашинский и Саткинский районы. Думал, что слова известной в то время песни – «держись геолог, крепись геолог, ты солнцу и ветру брат» – это про меня на всю жизнь. Мне нравилась эта профессия. Только случилось так, что, как молодой коммунист, я оказался в должности секретаря комитета комсомола комбината «Магнезит», а через некоторое время был избран первым секретарём Саткинского горкома ВЛКСМ. Так я работал до 1965 года.
Дни и ночи комсомольской работы… И это не просто фраза, мы действительно работали сутками. Время было спрессовано и осталось в памяти как бурная, насыщенная повседневными заботами жизнь. В горкоме всегда толпился народ, приходили секретари комсомольских организаций, члены горкома комсомола, простые рабочие парни и девчата, школьники. Рождались новые планы, проводились семинары, давались советы, наставления новичкам. А как много мы принимали тогда в комсомол, и всё вечерами!
С большой теплотой и благодарностью вспоминаю имена тех, кто находился в те годы рядом: Василий Башун, Владимир Исаев, Вадим Зеленский, Изольда Воронова, Иван Токарь, Вячеслав Борщёв, Юрий Толстых, Клава Мурыгина…
Однажды мне принесли измятый конверт с надписью «Председателю горкома». Писала девочка, излагала горькие подробности жизни: «Мама болеет, отец пил, учиться не пришлось. Устроилась работать в Сатке, потому что мама сильно болела. Потом мама умерла, отец стал пить ещё больше, братья тоже. Я уже брала чужие вещи, и меня даже судили. Помогите мне, ведь я хочу работать, хочу учиться и могла бы поехать на целину». Сколько лет прошло, но я до сих пор помню эту худенькую порывистую девочку, с которой пришлось много повозиться, прежде чем её жизнь вошла в нормальную колею. Во имя таких, как она, не раз приходилось откладывать самые неотложные, самые важные дела и заниматься тем, что не входило ни в какие отчёты, разве что в отчёты перед собственной совестью. Такой вот была моя секретарская служба.
Мне выпало общаться с огромным числом замечательных людей. Например, с легендарным Юрием Борисовичем Левитаном. В 60-е годы прошлого столетия он много ездил по стране, побывал и в Сатке. Звонит мне секретарь горкома партии Тренин: «Саша, у тебя автомобиль на ходу? А мы недавно получили новенький «Москвич». Водил его я, естественно, сам. «На ходу», – говорю. «Надо Левитана отвезти в Бакал, – просит Борис Георгиевич, – сможешь?». У меня дух перехватило. Отвечаю: «Конечно, смогу». 15 км туда и 15 обратно. Несколько часов непосредственного живого общения с человеком века, которого знал весь мир, пролетели как один миг, а в памяти остались на всю жизнь.
Вспоминая комсомольское время, с предельным откровением скажу, что я не был изначально активным пионером и комсомольцем. По своей природе я не публичный человек, меня никогда не тянуло на передний ряд в президиуме. Хотя должность комсомольского лидера требовала быть всё время на виду.
Я не был трибуном, оратором. Я больше склонен к анализу и принадлежу к разряду инженеров человеческих душ. И тем не менее благодарен комсомолу за школу жизни, за причастность к становлению меня как руководителя, за то, что комсомол подарил прекрасную возможность проявить себя, достойно и увлечённо прожить лучшие годы, обрести друзей, которые до сих пор готовы подать руку помощи в трудную минуту. И главное, сформировал такой запас прочности, который помогает преодолевать трудности, невзгоды и никогда не унывать. Уверен, что опыт комсомола, его традиции ещё будут востребованы новыми поколениями молодёжи.
Александр Банников, секретарь комитета комсомола комбината «Магнезит», первый секретарь Саткинского горкома ВЛКСМ (1962 – 1965 годы), генерал-майор ФСБ в отставке, почетный сотрудник госбезопасности, кавалер ордена «Знак почета», 8 медалей