Пётр Овинов. Что такое любовь?

Избрали меня секретарём  Каракульского райкома комсомола  в ноябре 1956 г ода. Прямо скажем – неправильно  и не вовремя.  Неправильно потому, что в районе я был человек новый. Только год с  небольшим, как  приехал после окончания института  на работу  учителем русского языка и литературы в среднюю школу  Песчанского  целинного совхоза.  А не вовремя потому,  что  по окончанию учебного года, получив назначение  на должность директора школы в село Подовинное, перевёз туда из Башкирии  маму и сестрёнку в  выделенную нам   новую  квартиру.  И вот, спустя три месяца, не успев ничего сделать,  новый переезд –  в  Каракульское! Чего ж  здесь своевременного и правильного?

Но, тогда для нас, молодых, бытовало незыблемое правило: «Партия сказала надо, комсомол ответил – есть!». Я же был не просто комсомолец, а кандидат в члены партии, принятый ещё студентом в институте. Срок истекал.  А  из кандидатов  в члены партии меня должны были теперь принимать  в районе.  На все мои рассуждения в райкоме партии сказали:  « Мы считаем, что  здесь, в работе с молодёжью, ты нужнее. Выбирай».  Так вместе и выбрали.

После переезда недели две я ходил  весь какой-то  подавленный. Знакомясь с первичными комсомольскими организациями, заглянул в  районную библиотеку,  что находилась в одном здании  с районным Домом культуры, переделанном из бывшей церкви. Оказалось,  что все её работницы– Романова Тая, Егопцева Маша, Кайзер (Полосуева) Эмма, Сова Оля – это вчерашние выпускницы культпросвет училищ,  которые лишь на полгода раньше меня оказались в райцентре. (В целинные районы тогда в первую очередь направляли молодых специалистов, выпускников высших и средних учебных заведений).  Девушки, ставшие вскоре самыми надёжными активистками райкома, задумали провести в читальном зале библиотеки диспут  на тему: « Что такое любовь и есть ли она вообще?»Ведущего этого диспута у них на примете не было, и они предложили это мне. Я, конечно же,  согласился.

Договорились,  пока я буду  встречаться с комсомольцами ближайших колхозов: имени «Ворошилова» в селе Варваринка, «Памяти Ленина» в селе Уйско-Чебаркульском, «Всходы коммунизма» в Берёзово  и здесь, в райцентре, в колхозе  имени «Сталина», —  они подберут мне необходимую литературу, сделают нужные выписки, закладки в указанных мною книгах.

В  командировку я отправился со спокойной душой. Каково же было моё удивление и, не скрою,  возмущение,  когда, вернувшись, я увидел на доске объявлений РДК  аршинными буквами выписанное объявление о том, что на указанную тему в ближайшее воскресеньев 14 часов состоится моя лекция в зале Дома культуры. До проведения лекции оставалось два дня.Оказалось, его директор, увидев на дверях библиотеки объявление о диспуте, возмутился, что в стенах вверенного ему помещения  проводится,  безего ведома, какое-то  мероприятие под непонятным и  не русским названием.   И поступил так, как он считал более правильным.

Что оставалось мне? Объявление висело, как оказалось, уже почти неделю и отступать было некуда. Ну, коли  лекция, так лекция. Литература подобрана, двое суток в запасе. Выступление состоялось. Однако, признаюсь, когда  я поднялся на сцену к трибуне и глянул в зал,стало на миг страшновато, сердце, как говорится, «ёкнуло».Он  был забит до отказа. Кроме

работающей молодёжи здесь  были учащиеся старших классов школы,  учителя, служащие районныхорганизаций, в том численемало молодых одиноких женщин и семейных пар, прибыла колхозная молодёжь из Александровки, Камышного.

Начал я свою лекцию, как тогда было принято, с высказываний  классиков на означенную тему. Привёл слова  В.И. Ленина о том, что  «Коммунизм  должен нести не аскетизм, а жизнерадостность и бодрость, вызванную также и полнотой  любовной жизни», А. В. Луначарского: « Любовь является великим украшением жизни. Она заставляет природу цвести, играть всеми красками, петь чудеснейшие  песни, танцевать великолепные танцы…»,  Л.Н. Толстого: « Любить – значит жить жизнью того, кого  любишь», А.М. Горького: «Жизнь без любви не жизнь,  а существование. Без любви жить невозможно, для того и дана  душа человеку, чтобы любить». И  так далее.

Эти и другие афоризмы, изречения и высказывания отечественных и зарубежных  авторов, были рассыпаны по всему материалу  и, что самое главное, иллюстрировались, подтверждались и обосновывались примерами из жизни, картинками из нашей могучей, удивительно  содержательной  российской и советской литературы, которую я знал очень хорошо. Ведь к тому времени,  всего год назад,  я окончил педагогический институт, филологический факультет.  К тому же,  все четыре года я участвовал  в вузовской самодеятельности, занимался художественным чтением, три года выступал в составе  членов драматического кружка при Магнитогорском городском  Доме учителя, который вел замечательный  актер драмтеатра А.А. Озеров.А потому  не просто знал, но многое помнил наизусть.

Так, к примеру, приведя афоризм Виктора Гюго: «Первый симптом любви у молодого человека – робость, а у девушки – смелость…», я, вначале,  обратившись к залу, прошу мужскую половину вспомнить: а не так ли было у вас? И затем привожу в пример  героев  пушкинского романа «Евгений Онегин» —  не заглядывая в написанный мною текст, читаю по памяти из главы третьей  строфы  25 и26-ю, где Пушкин описывает поведение Ленского во время его встречи  с Ольгой. А там есть такие строки:

В смятенье нежного стыда,

Он только смеет иногда,

Улыбкой Ольги ободрённый,

Развитым локоном играть

Иль край одежды целовать.

 

Или  вот еще:         Они над шахматной доской,

На стол облокотясь, порой

Сидят, задумавшись глубоко,

И Ленский пешкою ладью

Берет в рассеянье свою.

Для иллюстрации второй половины афоризма В.Гюго пересказываю  содержание главы третьей, где  даётся описание переживаний и отчаянная решимость  влюблённой  Татьяны и, опять же наизусть, читаю её письмо к Онегину:

Я Вам пишу – чего же боле?

Что я ещё могу сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать

Сначала я молчать хотела;

Поверьте: моего стыда

Вы не узнали б никогда,

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть Вас.

Рассуждая о коллизиях любви между мужчиной и женщиной, использовал материалы таких произведений, как роман Ф.М. Достоевского «Идиот» о любви  князя Мышкина, купца Рогожина к Настасье Филипповне, романтический рассказ  А.М. Горького, «Макар Чудра» о  сказочной  любвиЛойкоЗобара и  Радды , читал большой отрывок из его удивительной  поэмы «Девушка и смерть»,призывал слушателей вместе со мной ещё раз вспомнить и оценить те, или иные ситуации, относящиеся к нашей теме в произведениях советских писателей, воплощенных в широко идущих тогда кинофильмах: «Тихий Дон» и «Поднятая целина» М.А. Шолохова, «Чапаев» Д.А. Фурманова,  «Как закалялась сталь» Н.А. Островского и многих других.

Практически так и ни разу не открыв исписанную при подготовке тетрадь, я, увлекшись, проговорил почти полтора часа. И около часу ещё отвечал на письменные и устные вопросы. Надо ли говорить, что и в ответах на них я, главным образом, опять опирался на литературу.  Так, помнится, на вопрос: «Как и чем лучше завоевать  внимание и любовь  девушки и нужно ли  этого добиваться?», отвечал –конечно, нужно, это однозначно. А вот в отношении —  как и чем, позволю себе напомнитьсодержание главы «О награде»  из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Солдаты во время короткого отдыха на войне завели разговор о наградах, какая лучше. Василий отвечает, что он согласен на медаль. «И то не к спеху»,  а  после окончания войны, если бы  оказался   на молодежной вечеринке. « И шутил бы я со всеми,// И была б меж них одна….//  И медаль на это время// Мне, друзья, вот так  нужна!// И провел ребром ладони  по шее. На замечание, что «Орден тоже ничего», твердо ответил, что нет, он не гордый.Так что, как и чем, это дело сугубо личное, как, впрочем, и все остальное, что касается любви.

На вопрос: «Как вы относитесь к народным обрядам,  в частности, к свадьбам, собирающим обычно многочисленные группы родственников, друзей и знакомых, я ответил, что также, как Александр  Твардовский. В его поэме  «Страна Муравия»,в 18 главе,  дается великолепнейшее описание колхозной свадьбы, её значение и оценка. Зажигательная вещь! И тут в зале поднимается со стула  моя недавняя сокурсница по институту, а теперь учитель языка и литературы,  классный руководитель 10 класса  райцентровской школы Таисия Васильевна Бердникова, и с места обращается ко мне с такой просьбой: « Петр  Акимович, я уверена – абсолютное большинство  присутствующих здесь,  не читало ни поэмы, ни той главы, а Вы,знаю, много раз выступали с ней на нашей институтской сцене, почитайте нам, будьте добры!Зал дружно поддержал. Пришлось прочитать. Получил бурю аплодисментов. И,  позже,  когда я  выступал с чем-либо  на сцене в составе нашей самодеятельности, меня обязательно просили  прочитать еще и  «Колхозную свадьбу».  А сколько раз она меня выручала, когда я приезжал по своим комсомольским делам в то или иное село?!

Получил я и еще одни дружные аплодисменты, когда  отвечал на вопрос относительно того, как я отношусь к тем юношам и девушкам,  которые целуются  на виду у всех.  Я ответил:  «Поцелуй влюбленных предназначен только друг другу.  Он интимен, дорог и свят для них,  и не для кого более.То, что на показ, на всеобщее обозрение, это лицедейство, игра, спектакль». Я и сейчас убежден в своей правоте. Кстати, работая уженад этим рассказом, я  заглянул в книгу С. Соловейчика«В.А. Сухомлинский о воспитании», и вот что в ней прочитал: « На мой взгляд,-рассуждал великий педагог, — необходимо изгнать из школы нескромные, ненужные разговоры о любви воспитанников. Ни одного слова о том, кто в кого влюбился…. Любовь должна навсегда, на всю жизнь остаться для человека самым светлым, интимнейшим и неприкосновеннейшим».

Так вот.  Тогда  аплодисменты, а сейчас? Скажете, времена изменились.  Да, времена, но не истина. Смешение любви и игры в любовь привело, на мой взгляд, со временем к их подмене. Душевное единение двух любящих сердец незаметно свели  к одной половой связи, любовь – к сексу, духовное заменили  физиологическим. И стало возможным требовать законности однополых браков, называть семьей сожительство двух мужчин или двух женщин. Но это уже сегодняшний день. Вернёмся в день вчерашний.

Среди кучи вопросов, лежащих на трибуне, не единожды попадался один и тот же вопрос, на который мне не хотелось отвечать: «Скажите,  а у Вас есть девушка,  которую Вы любите?»,  «А Вы выбрали уже себе невесту?» и тому подобное.Я их откладывал в сторону, оставляя без ответа.  Но вот со второго ряда поднялась женщина и прямо спросила: « скажите, у Вас есть невеста, или Вы уже женаты?»  Пришлось отшутиться, что я учился на факультете,где было столько красивых девушек, что глаза разбегались, потому так и не выбрал.  А в районе я относительно недавно,  и осмотретьсяеще не успел.Между прочим, забегая вперед, надо сказать, именно райком комсомола наградил меня любимой. Каракульская казачка  Любовь Сергеевна Баландина – зав. учетомрайкома ВЛКСМ,  и к тому же певунья,плясунья и верная подруга, навсегда  пленила своего секретаря.  Вместе с ней мы прожили душа в душу 57 лет, пока не перестало биться её золотое сердце.

В качестве послесловия нужно отметить, что это  выступление как-то враз изменило мое положение среди молодежи в райцентре и в районе в целом.  Я почувствовал себя нужным    этим замечательным юношам и девушкам, а, значит, стал им  своим.И, что особенно ценно, в моем арсенале появилось  еще одно действенное  средство достучаться, когда нужно,  к их  уму и сердцу.

Пётр Овинов, первый секретарь Каракульского и Октябрьского райкомов ВЛКСМ (1956-1960 г.)

This entry was posted in Комсомол и культура. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *