Комсомол Верхнеуральска. Клуб в буржуйском особняке

Началом организованного молодежного движения в Верхнеуральском уезде следует считать 1919 год. В июле Красная Армия освободила город от белых. Повсеместно в уезде начали действовать органы Советов и партийные ячейки. Стали создаваться и комсомольские организации.Агитацию за комсомол первыми в районе начали члены Социалистического союза молодёжи  Евдокия Давыдова, Тамара Новикова  и Николай Звездин. К сожалению, не обошлось без трагедий.  Во время одной из командировок в глубинку Николай попал в руки бандитов. Узнав, фамилию агитатора-комсомольца, они вырезалина его спине звезду.

— Вот теперь он настоящий Звездин,– бахвалился главарь банды.

Николая  подвесили на березе при въезде в село и оставили умирать. Но мужественный и физически крепкий парень чудом выжил. Бандитские вылазки ещё долгое время  оставались страшилкой  для сельской молодежи.  Юноши и девушки из далеких от города сел не поддавались на призывы агитаторов и не вступали ни в какие союзы.

— Вы записали нас в списки и уехали, а мы завтра со звездой на спине будем висеть на березах! – раздавались выкрики в сторону комсомольцев на собраниях и сходах молодежи.

И все же агитация продолжалась, и число ячеек постоянно росло, особенно когда в районе появился посланец ЦК РКСМ  Александр Мильчаков, весёлый неунывающий человек, пожелавший работать инструктором уездного комитета.

—Вот, приехал налаживать комсомольскую жизнь, — сказал он при первой же встрече с комсомольцами Вехнеуральска.

А за стеной – голод, разруха. О каком комсомоле может идти речь, если людям нечего есть? Нет дров. Многие организации закрыты из-за отсутствия топлива. Не топятся даже школы, детские дома и ясли. А Мильчаков призывает открыть молодежный клуб, библиотеку! «Юный наш мечтатель, — говорили ему, – опустись на землю! У нас десять детских приютов. Дети в них голодают и замерзают – вот кому нужна первая помощь».

Мильчаков не только включился в работу по оказанию помощи голодающим детям, но и начал создавать комсомольские ячейки в самих детских домах среди подростков. Вокруг него  появились активные ребята, участники гражданской войны – Петр Самойлов, Георгий Чиндяскин, Константин Денисов, Степан Салин. Несмотря на колоссальные трудности, комсомольская жизнь стала налаживаться. В нее было внесено романтическое начало, доселе не ведомое и даже еще не опробованное. В тот год в уездном комитете работали Павел Дмитриев, Александр Кузнецов, Иван Фролов. День  начинался с возгласа:

— Ребята, а что, если мы сделаем так! И начинали сыпаться одно предложение фантастичнее другого.

Вот, к примеру, была объявлена «неделя красной молодежи». За это время нужно было провести такие мероприятия, чтобы восстановить распавшиеся молодежные ячейки и вовлечь в ряды комсомола новых членов. Недели, конечно, не хватало, объявляли «трехдневки». И это дало результаты. К пяти ячейкам в городе прибавились еще пять. В городской организации теперь уже насчитывалось 210 комсомольцев.

Над чем работал тогда комсомол? Все учились. Учебу считали главной задачей дня и были  заряжены на ликвидацию неграмотности. Если один отставал, все помогали ему подтянуться.Ставили спектакли, скудные сборы от которых шли в пользу обездоленных и голодающих. Какие спектакли?  «Бежин луг», например. Были и более сложные для постановки пьесы, на злобу дня. Один из спектаклей был  прерван в самом разгаре событий на сцене.   Пришла горькая весть о смерти В.И.Ленина. Все плакали, в том числе и загримированный под белого офицера Иван Сорокин. Потом  ребята подшучивали:

— А ты, молодец Сорокин, заставил плакать даже белогвардейского офицера.

Комсомольцы добились, чтобы им выделили один из буржуйских особняков, и  открыли в нём  клуб «Красных орлят». Позднее переименовали, и стали  называть «Клуб  имени Карла Либкнехта».

Молодежь в клубе  собиралась каждый вечер: слушали  лекции,  доклады, проводили  вечера вопросов и ответов,  товарищеские суды; работал  клубный совет. Клуб стал самым оживленным местом в городе. Сюда нередко приходили и взрослые, чтобы посмотреть, что же это за организация такая комсомол и стоит ли отпускать туда своих детей.

Наиболее посещаемым и массовым был драматический кружок.  В перерывах  между действиями  устраивали танцы,  хором пели «Как родная меня мать провожала»… «Варшавянку», «Смело, товарищи, в ногу»… Не все было так радужно и весело — кругом голод,  разруха, не было дров, рано отключали  электричество.

Но молодёжь не унывала. Комсомольцы   снаряжали конные подводы и ехали за 20 километров за торфом, чтобы натопить клуб, детские дома и приюты.  Правдами и не правдами добывали керосин. И после выключения электричества переходили на керосиновые лампы. Только ни спектакль, ни интересная беседа не прерывались.

В конце ноября 1920 года уездный комитет  выпустил свою газету. А для этого в городской типографии организовали комсомольский пост. Наборщики Михаил Найденов и Паша Францева в свободное от основной работы время набирали колонки будущей молодежной газеты.

А ещё  собирали книги, создавали  библиотеки по принципу: детская, молодежная, взрослая. Детские книги передавались в приюты и детские коммуны, книги для молодежи накапливались отдельно. Тогда в деревне не было домов культуры или клубов. Для общих сборов и развлечений  выделялась изба, как правило, самая просторная. Она и становилась центром культуры для молодёжи села. Особенно, если находились такие энтузиасты, как, например, Фёдор  Гребенщиков.

Вечерами он устраивал для  собравшейся  молодежи громкие читки,прослушивание радиопередач, обсуждение международного положения; ставил спектакли. А  для неграмотных проводил занятия по ликбезу. Когда была необходимость, к больным и даже к ленивым   приходил  на дом.Раз в неделю Федор объявлял  день справок, и тогда в избу-читальню    шли  за разъяснениями по наболевшим и неясным вопросам. Например: «Что такое государственные займы»? И  Фёдор  становился консультантом, агитатором, пропагандистом, лектором.

Так начиналась и проходила культурная революция в уездном городе и сёлах Верхнеуральского района.

Рашид Мухамедьянов, Верхнеуральск.

This entry was posted in Комсомол и культура. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *