Олег Кульдяев. На подшефных военных кораблях

Мне в жизни повезло, я побывал на всех четырех российских флотах. На Балтийском поднимался на палубу легендарного крейсера «Аврора».  На Черном море в День Военно-Морского Флота у Севастопольского причала посетил эсминец. Впечатление от экскурсий было незабываемым. Ещё более глубокие воспоминания остались, когда знакомился с морской службой земляков на Северном  и  Тихоокеанском  флотах. Как это было?

В 1970 году мне, заведующему кафедрой Троицкого ветеринарного института, позвонил первый секретарь Челябинского обкома ВЛКСМ Виктор Поляничко: «Делегация комсомольцев области вылетает на Север, хотим поздравить моряков с Днем Советской Армии и Военно-Морского Флота. Экипаж подшефной подводной лодки приглашает Вас, как автора песни о вечернем Челябинске, в гости. Как Вы смотрите на такую поездку?»

Интерес к Северному флоту у меня давний. Я знал, что в годы Великой Отечественной войны на средства жителей Челябинской области была построена подводная лодка М-105, которой дали имя  «Челябинский комсомолец»  Её, как и многие субмарины этой серии, называли «малюткой»: длина  44,5 метра, ширина – 3,3 метра, водоизмещение – 254 тонны. Погружаться  могла на глубину до 60 метров. Скорость в надводном положении — 14  узлов  (26 км/час), под водой — 8 узлов. Лодка совершила 10 боевых походов, потопила 6 транспортных средств фашистов общим водоизмещением 43 тыс. тонн. Более трех тысяч гитлеровцев, много техники, боеприпасов она отправила  на дно.

Когда «малютку» списали, имя «Челябинский комсомолец» было присвоено большой дизель-электрической подводной лодке. Она по всем боевым качествам, в том числе и по условиям службы экипажа,  намного превосходила прежнюю субмарину

Молодежную делегацию Челябинской области, возглавляемую Виктором Поляничко, тепло встретили командующий Краснознаменным Северным флотом адмирал Семен Михайлович Лобов и, особенно, экипаж родной подводной лодки. Моряки с шефами встречались в отсеках, сидели за общим обеденным столом, пели любимые песни, вели задушевные разговоры. Рассказали нам матросы многое, но важные секреты, в том числе исторический поход советских подводных лодок в дни Карибского кризиса, не раскрывали.

Вторая встреча с Северным флотом у меня состоялась через 31 год. В канун Дня  Военно-Морского флота в 2001 году меня включили в состав делегации на подшефный эсминец «Безудержный». Повод был хороший – 10 лет назад на этом корабле подняли военно-морской флаг, и он вошел в состав Северного флота. Корабль  принимал участие в Параде Победы в Мурманске, обеспечивал морские стрельбы, выходил в море для комплексной проверки боеготовности, получал приз Главкома за артиллерийскую стрельбу.

Моряки нас встретили гостеприимно, разместили в офицерских каютах. Приказом командира члену нашей делегации старшине 1 статьи В.Д. Заверткину было присвоено звание «Почетный матрос экипажа эскадренного миноносца «Безудержный». Мы участвовали в праздничном собрании экипажа, присутствовали на его торжественном построении, подъеме Андреевского флага и флагов расцвечивания. Мы  также приняли участие в открытии на мысе Тюва-Губа  обелиска морякам сторожевого корабля «Пассат», расстрелянного фашистскими торпедными катерами, но не спустившего боевой флаг..

Для нас были организованы  экскурсии по Мурманску и Североморску, Мы  посетили  музей боевой славы Северного флота, среди документов  увидели подлинник поздравления Челябинского обкома ВЛКСМ экипажу подводной лодки «Челябинский комсомолец» с первой победой. В музее открыт зал памяти экипажа атомохода «Курск», на стенде есть фотографии наших земляков.

Встречи с офицерами и матросами позволили  нам изучить корабль и окунуться в мир проблем, которые сегодня волнуют флот. Эсминец «Безудержный» — это многоцелевой надводный корабль, способный надежно охранять авианосцы и атомные подводные лодки на их маршрутах, оборонять районы  базирования и участвовать в высадке десанта, защищать транспортные конвои и морские коммуникации, обеспечивать военное присутствие и другие внешнеполитические акции государства.

Нас приятно удивили бытовые условия, в которых живут и служат моряки. Экипаж (по проекту) – 296 человек, в военное время может увеличиваться до 358. Все жилые помещения радиофицированы и имеют систему кондиционирования. Действует кабельная система телевидения, есть библиотека, киноустановка, спортзал. В летнее время имеется разборный бассейн, оборудована сауна. Медицинский блок корабля позволяет оказывать любую квалифицированную помощь, вплоть до хирургических операций.

Важнейшими задачами эсминцев первого ранга, к которым относится «Безудержный», являются непрерывное слежение за авианосными ударными группами противника в районах их  боевого маневрирования, разведка сил и средств противолодочной войны и вскрытие разведывательной деятельности противника в зоне наших интересов, слежение и уничтожение в случае начала военных  действий  иностранных субмарин и надводных кораблей.

На эсминце находится  один из самых эффективных в мире зенитных ракетных комплексов ЗРК «Ураган-Торнадо», бьющий сразу по  нескольким целям на расстоянии до 70 километров! Зенитная ракета наводится на цель радиолокационной  головкой самонаведения и может сбивать  даже низко летящие крылатые ракеты.Мощный противокорабельный комплекс «Москит» стреляет ракетами со сверхзвуковой скоростью, которые поражают цели на расстоянии 120 километров.  На эсминце  есть  батареи скорострельных автоматов АК-630М, 4 торпедных аппарата. Есть система  противоторпедной защиты, мины, средства постановки ложных целей и палубный вертолет, который может бороться с подводными лодками и вести дальнее радиолокационное обнаружение, указывая цели  противокорабельному комплексу. Радиолокационные станции эсминца позволяют обнаружить цель на расстоянии до 200 километров.

В декабре 2007 года «Безудержный» был переименован в гвардейский эсминец «Гремящий», а его командиром был назначен  капитан  2 ранга Андрей Валерьевич Набока. Когда-то я написал песню «Родной «Безудержный», во время визита нового командира корабля в Челябинск он получил от меня в подарок  «Марш гвардейского эсминца «Гремящий».

Третий подшефный военный корабль, который довелось мне посетить в ноябре  1999 года – атомный подводный крейсер стратегического назначения «Челябинск» на Тихоокеанском флоте. Это крупная многоцелевая подводная лодка с ядерным сердцем, торпедами, крылатыми и противолодочными ракетами. Его экипаж состоит в основном из офицеров и мичманов высокой квалификации. На борту лишь восемь матросов, половина из них – челябинцы.

В декабре 1997 года глава города Челябинска В.М. Тарасов  и командир корабля  С.В. Яркин подписали договор о сотрудничестве. С тех пор с подшефным кораблем поддерживается постоянная связь, морякам оказывается материальная, культурная и другая помощь. Ведется строгий отбор призывников, желающих служить на «Челябинске»..

С первого взгляда боевой корабль впечатляет своим грозным видом, размерами и другими боевыми характеристиками.   Длина «Челябинска» 155 метров, ширина – 18,2 метра, а высота с поднятым перископом – 25 метров. Глубина погружения – 600 метров. Скорость атомохода под водой достигает  32 узла, в автономном плавании он может находиться 120 суток. На его вооружении состоят 24 крылатые  ракеты комплекса «Гранит», которые с бешеной скоростью 3М могут поразить цель на расстоянии 550-770 километров. Противолодочные ракеты, взмывая ввысь до 14 километров,  уничтожают  цель на расстоянии от 40 до 150 километров. Есть и торпеды, которые под водой со скоростью 100 километров  в час  уничтожают цели на расстоянии до 50 километров.АПРКСН «Челябинск» несколько лет занимал первые места в дивизии и флотилии, признан «отличным» на Тихоокеанском флоте. Именно экипаж «Челябинска» под командованием С.В. Яркина провел  от  Кольского полуострова до Камчатки новейший подводный ракетоносец «Томск». Это был очень трудный переход, за которым ежеминутно следили спутники и другие спецсредства США. Но профессионализм, умение и хитрость командира ракетоносца позволили обмануть разведывательную службу США и прийти  кораблю в порт назначения незамеченным.

Делегация Челябинска прибыла  на корабль не с пустыми руками. Мы вручили экипажу  подарок главы города – музыкальный центр, командиру и его заместителю по воспитательной работе наручные часы с гербом города-шефа на циферблате, девяти офицерам и мичманам – денежные премии и ценные подарки, а матросы, независимо от того, где призывались, получили ежемесячную добавку по 100 рублей. На ремонт казармы мэр города В.М. Тарасов выделил 50 тысяч рублей.  Тогда это были совсем другие деньги.

Мы постоянно чувствовали внимание к нашей делегации командира корабля и его заместителя по воспитательной работе капитана 2 ранга Тюрбеева Анатолия Борисовича, других офицеров, мичманов и матросов. Были в отсеках подводного крейсера, на берегу Тихого океана, в Петропавловске-Камчатском, в термальном бассейне Паратунки.

Вернувшись с Камчатки, мы через неделю торжественно проводили на атомоход «Челябинск» очередных призывников.  Каждому был вручен наказ главы города Вячеслава Тарасова. С добрым напутствием выступили  ветераны ВМФ, представители облвоенкомата и родители. Меня попросили спеть несколько морских песен, в том числе о подводном крейсере. На встрече с другими парнями, уезжающими на «Челябинск», В.М. Тарасов подарил экипажу гитару, я тоже спел несколько морских песен.

Через год после нашей поездки на Южный Урал приехали новый командир «Челябинска» капитан 1 ранга  Владимир СарабеевичКуашев и его старший помощник капитан 3 ранга Андрей Юрьевич Козырев. Важным событием стал телефонный разговор  командира и старпома «Челябинска» с жителями города в редакции газеты «Челябинский рабочий». Ответы военных моряков на вопросы читателей  были опубликованы 31 октября 2000 года в газете. Мне было волнительно читать ответ командира корабля на вопрос: «Есть ли у экипажа подлодки  какие-либо традиции?». Владимир Куашев сказал, что у нашей лодки есть свой гимн, написанный челябинским композитором Олегом Кульдяевым, который был на борту «Челябинска». Мы часто исполняем его на различных строевых смотрах, когда возвращаемся из плавания, звучит он и по корабельному радио.

Челябинская область сегодня вносит важный вклад в укреплении военно-морских сил. Речь идет не только о поставке высококачественного и прочного металла для боевых кораблей, но и о подготовке кадров,  мощных ракетных комплексов  подводного базирования.

Военный моряк-подводник – это ещё и  романтика. О них создаются фильмы, пишутся стихи и песни. Когда композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов были на «Челябинском комсомольце», у них родилась песня «Усталая подлодка» — неофициальный гимн  моряков-подводников.

А на  дизельной подводной лодке «Магнитогорск» снимался кинофильм о подводниках. В 2008 году  субмарину посетил глава Магнитогорска Евгений Карпов. С тех пор установились  шефские связи легендарной Магнитки с североморцами.

В челябинской школе № 147  десятый год активно работает военно-морской музей. Он стал центром воспитательной работы ветеранов с молодёжью. Здесь проводятся встречи с моряками гвардейского эсминца «Гремящий» и атомного  подводного ракетоносца «Челябинск», проводы юношей на подшефные корабли, торжественно отмечается День Военно-Морского Флота. Военно-морские музеи есть и в других школах нашей области. Они проводят большую работу по военно-патриотическому воспитанию будущих защитников Отечества.

 

Олег Кульдяев.

This entry was posted in В ногу с армией. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *