Избрали Ивана Коржова 1-ым секретарем Коркинского горкома комсомола 10 января 1960 года на пленуме горкома сразу после окончания работы 14 городской комсомольской конференции. Его, в то время работавшего старшим инженером треста «Челябшахтострой» и неосвобожденным секретарем комсомольской организации треста, — Первым, а вот бывшего «первого» к нему же в горком, но теперь уже «вторым». По мнению вновь избранных членов горкома Иван Коржов перерос своего предшественника, оказался более надежным и верным в деле человеком.
И это было действительно так. Шахтостроитель, как и крестьянин, имеет дело с землёй, её недрами. А она не любит людей легковесных, привыкших полагаться на авось. Здесь нужны люди крепкой породы. К тому времени Иван, окончив Коркинский горный техникум, успел поработать помощником машиниста экскаватора на Вскрышном разрезе, затем инженером нормативно – исследовательской станции, старшим инженером треста «Челябшахтострой» и везде зарекомендовал себя с самой лучшей стороны.
Молодежь треста выбрала его ещё и комсомольским секретарем. И тоже не ошиблась. Работа заметно оживилась, заработали спортивные секции, кружки художественной самодеятельности, нашлось место вечерам отдыха, субботникам и воскресникам. Но, главное, он организовал курсы подготовки в институт, так как в тресте, среди работающих, было много молодежи со средним и средне — техническим образованием.
Вообще надо сказать, образование для И. Коржова, молодого инженера со средне – техническим дипломом, было его «больным» местом. Дело в том, что ему и его поколению на учебу выпала доля самого трудного военного и послевоенного времени. Родился он в селе Лебединое, что под Парижем Нагайбакского района Челябинской области, в 1934году. Ему не было и 7 лет, когда началась Великая Отечественная война. В селе была своя, но только начальная школа. В годы страшной войны было холодно и голодно, но 4 класса он окончил, будучи дома. «А вот знания за 5-й — 7-ой классы, — вспоминает Иван Иванович, — пришлось «постигать», скитаясь по частным квартирам за 35 км от родных мест. Что это такое, не дай Бог знать никому.
Большинство ровесников из деревни так и остались с начальными 4-мя классами. Но, благодаря поддержке родителей, я выдержал, получил семилетнее образование. На большее, живя в деревне, к сожалению, ни сил, ни средств не хватило. Пошел работать в колхоз «Новая жизнь», что был организован в нашем селе. Довелось учиться пахать и сеять, убирать хлеб и корма заготавливать. Колхозная молодёжь (в комсомол я вступил в 6-ом классе) избрала меня своим секретарём».
Активного, грамотного паренька (неполное среднее образование в те годы на селе много значило) райком комсомола сразу взял на заметку и вскоре рекомендовал его секретарем комсомольской организации одного из крупнейших в то время сельхозпредприятий района – Гумбейского совхоза. Это уже было настоящее дело: четыре отделения, центральная усадьба — везде молодежь требует внимания и помощи. И семнадцатилетний Ваня справился с поручением, став вскоре авторитетным и желанным другом и наставником во всех подразделениях совхозной комсомолии. Работал с большим желанием и охотой. Но мысль о продолжении образования, а точнее о получении профессионального образования, не покидала его. В те годы наиболее престижными у нас в стране были две профессии: металлург и шахтер. Ваня выбрал вторую. Так он оказался с комсомольской характеристикой в Коркинском горном техникуме.
Теперь же, став первым секретарём городской комсомольской организации и имея за плечами немалый опыт работы с молодежью, Иван стремится направить усилия горкома и всех комсомольских организаций, наряду с активизацией производственной деятельности, на повышение образовательного уровня молодежи. Этому в значительной степени способствовало набирающее силу в стране движение «за коммунистическое отношение к труду». Несколько «наивное» по названию, но очень полезное по содержанию, оно предполагало не только достижение высоких производственных показателей, но и повышение общеобразовательных, экономических и технических знаний, проявление творческой инициативы в освоении новой техники и технологий, активное участие в общественных делах.
В городе первыми подхватили это движение трудовые коллективы разрезов: угольного № 1 -2 и вскрышного № 2 с общим числом работающих – свыше 3-х тысяч человек и более 320 членов ВЛКСМ. Включившись в соревнование за получение звания «Ударник коммунистического труда» или «Коллектив коммунистического труда», трудящиеся брали на себя индивидуальные и коллективные обязательства. На предприятиях города создавались условия, как для эффективной трудовой деятельности, гласности соревнования, так и для учебы, занятий спортом, художественной самодеятельностью. Так, на угольном разрезе №1-2 рядом с предприятием было построено здание школы рабочей молодежи, на вскрышном разрезе – открыт филиал техникума Алапаевского железнодорожного промышленного транспорта, при горном техникуме организован учебно-консультационный пункт Свердловского горного института.
Горком комсомола для себя эту задачу определил острее. В решении Пленума горкома ВЛКСМ от 25 апреля 1961 года записано: «В новом учебном году резко усилить (так в оригинале) число молодежи, обучающейся в вечерних, заочных школах, в вузах и техникумах. Добиться, чтобы ни один человек, имеющий образование ниже 7 классов, не остался вне школы…». И это были не пустые слова. В отчетном докладе И.Коржова 16-ой городской комсомольской конференции от 19 января 1963 года мы читаем: «… В настоящее время из 5377 членов ВЛКСМ 2500 работают в промышленности, на стройках и транспорте и каждый из них имеет среднее, средне – техническое, или высшее образование …». А на угольном и вскрышном разрезах, образование всей работающей молодежи, в среднем, составило 9,6 класса, действовали кружки и семинары экономического и политического образования. Широко практиковалось проведение для молодежи диспутов, вечеров вопросов и ответов, таких тематических мероприятий, как «комсомольские среды», к примеру, по темам: «Хорошая семья – большое счастье» или «Прекрасная должность – на земле быть человеком» и т.д. Это уже были конкретные результаты.
«Годы комсомольской деятельности И.И. Коржова,- читаем мы в очерке Л. С. Попова, известного в то время журналиста, земляка Ивана Ивановича, — пришлись на самый пик реконструкции разреза «Коркинский» и ввода в эксплуатацию второй очереди цементного завода. Что это значило для молодежи города и ее вожака? А то, что каждую субботу и воскресенье сотни парней и девчат, переодевшись в рабочие спецовки, с песнями и задором отправлялись на ударные объекты и выполняли любую работу, которая к тому времени поспевала. А как комсомол «заболел» хоккеем! Команды создавались на предприятиях, в школах, во дворах. Это позволило сформировать такую городскую дружину, которой оказалось по силам участие уже в 1961 году в первенстве СССР по классу «Б»!».
Для игр хоккейной команды «Шахтер» конструкторы разреза под руководством Валентины Гребенщиковой на общественных началах спроектировали закрытый хоккейный корт, с трибунами на полторы тысячи мест и под трибунными помещениями. Методом народной стройки, за счет средств, полученных от сбора металлолома, собранного комсомольцами и молодежью города, корт в короткий срок был построен. Команда получила прекрасное место для игр и тренировок. Вдохновителем и прорабом стройки, естественно, был первый секретарь горкома комсомола.
В городе и на предприятиях ежегодно проводились летние и зимние спартакиады, работали спортивные школы и секции. Горный мастер Лев Гришин стал первым мастером спорта, следом за которым выросла целая плеяда замечательных спортсменов по многим видам спорта. Но, главное, спорт, физическая культура уверенно входили в привычку людей, становились надежным средством их оздоровления.
Множилось число молодых людей, завоевавших звания ударников и коллективов коммунистического труда. Так, первой ударницей коммунистического труда на разрезе №1-2 стала оператор обогатительной фабрики комсомолка Клара Масленникова. На вскрышном разрезе №2 звание коллектива коммунистического труда было присвоено комсомольско – молодежной бригаде электровозников Александра Соколовского. Это они во внерабочее время добровольно отремонтировали электровоз, вышедшей из строя после аварии, и стали работать на нем, свой передав другим. Одними из первых на Южном Урале совместным постановлением Совета народного хозяйства области и Облпрофсовета было присвоено звание «Предприятие коммунистического труда» Угольному разрезу №1 -2 и Вскрышному разрезу № 2 г Коркино с вручением Памятных Красных Знамён.
Работа Коркинского горкома ВЛКСМ тех лет показала также, что «корчагинский» дух сохранился и у комсомольцев 50-х — 70-х годов. Целина, Бам, другие важнейшие стройки, объявленные комсомольскими, притягивали к себе молодежь. Она ехала на них не только за романтикой. Слова из комсомольской песни тех лет: « думай сначала о Родине, а потом о себе» не были для них пустым звуком. Из Коркино в 1962 году на строительство газопровода «Бухара – Урал» по комсомольским путевкам уехало 18 ребят. В 1963 году на село, в Варненский район, уехало на постоянную работу 22 выпускника – комсомольца школы – интерната №1 и школы №2. Имена и фотографии всех их по решению пленума горкома ВЛКСМ были занесены на городской стенд почета: «Разведчики коммунизма». Хорошее было время.
Иван Коржов, как первый секретарь горкома ВЛКСМ, считал своей важнейшей задачей и задачей горкома в целом, отстаивать и защищать, при необходимости, интересы молодежи, оказывать комсомольским организациям и отдельным его членам своевременную помощь. Обратимся еще раз к очерку Л. Попова по этому поводу: «Говорят, любить все человечество легче, чем одного человека. Но в том-то и была главная «изюминка» в характере комсомольского вожака, что ему всегда был виден и ценен человек конкретный. Осенью1960 года в город вернулся матрос Тихоокеанского флота Алексей Невежин, который до службы окончил горный техникум и овладел профессией экскаваторщика на Вскрышном разрезе. Вернулся с молодой женой, став инвалидом первой группы.
Алексей был участником ансамбля песни и пляски флота. Однажды, возвращаясь с гастролей, группа попала в автомобильную аварию. Алексей остался без обеих ног. Как только о приезде бывшего матроса стало известно в горкоме комсомола, первый секретарь направился в семью молодоженов. Не сразу, но были решены вопросы предоставления квартиры, трудоустройство жены. Но парню, несколько окрепшему физически, нужно было передвигаться. Ждать автомобиль по очереди, как инвалиду – долго, а за деньги – недоступно дорого. И тогда Иван Коржов вместе с горвоенкомом вышли на Министерство обороны, договорились о шефских выступлениях ансамбля Тихоокеанского флота, чтобы полученные средства использовались для покупки автомобиля. Так матрос Невежин стал «выездным». Он не только нашел себя в жизни, но стал активным общественником, издал свои стихи. В семье родились два сына, которые потом подарили родителям внуков. А секретарь горкома комсомола стал для Невежиных как бы крестным отцом. Такова была действительность».
Как и все молодые, талантливые работники Иван Коржов был сразу взят на заметку соответствующим отделом областного комитетом партии, и после окончания работы в комсомоле ему доверяют очень беспокойную должность — председателя городского комитета партийно — государственного контроля, а затем – второго секретаря ГК КПСС. Справился Иван Иванович и с первой и со второй – вполне успешно, был награжден орденом «Знак Почета». Более того, без отрыва от основной деятельности, заочно окончил высшую партийную школу. Партийному или советскому руководителю того времени нужны были не только характер и умение понимать людей, но и основательная теоретическая база в области экономики и социальной сферы. И такие знания Иван Иванович получил, он любил и умел учиться.
За время учебы и работы в Коркино он полюбил этот город и его людей, проникся к ним уважением и глубоким доверием. Шахтеры отвечали ему тем же. Около 7 лет он избирался председателем горисполкома, а затем Первым секретарем горкома партии. За эти годы, кроме жилья в городе были построены новая поликлиника, здание АТС, опытно – экспериментальный завод швейной промышленности, завод спортметаллоизделий, колбасный цех, решен важнейший в те годы для города вопрос о переводе его отопления на природный газ. В 1976 году за успешное выполнение и перевыполнение народно – хозяйственных заданий 9-ой пятилетки всеми предприятиями г. Коркино, город был награжден переходящим Красным знаменем Совета министров РСФСР, а первый секретарь горкома КПСС, Иван Иванович Коржов – орденом Трудового Красного Знамени. В том же году он избирается делегатом от коммунистов области на 25-ый съезд КПСС.
По плечу оказались Ивану Ивановичу должности и областного масштаба. Почти пять лет он руководил Областным управлением бытового обслуживания. Два десятилетия посвятил Челябинскому угольному бассейну. Был директором по кадрам и социальным вопросам в областном производственном объединении, затем начальником отдела по работе с акционерами в открытом акционерном обществе. За свое служение здесь он награжден тремя высшими наградами: знаками «Шахтерская Слава» первой, второй и третьей степени! Шахтер по духу и образу жизни, Иван Иванович Коржов, и сейчас гордится этими профессиональными наградами не меньше, чем былыми государственными.
П.А. Овинов.
- RS. В материале использованы отдельные факты, взятые из очерка Леонида Попова «Его призвание служить людям». Книга «Комсомол – моя судьба. 90 – летию Челябинской областной комсомольской организации посвящается»,стр353- 355.