К 90-летию комсорга ЦК ВЛКСМ автозавода Николая Богачёва

Видному Миасскому комсомольскому, партийному и советскому руководителю  Николаю Васильевичу Богачёву  31 августа 2018 года исполнилось бы 90 лет. Вся его жизнь и трудовая деятельность прошла в Миассе. Здесь он родился, вступил в комсомол, с 15 лет работал откатчиком на кирпичном заводе, секретарем в городской прокуратуре, зав отделом и секретарем в горкоме комсомола.

Николай Богачев

Безупречного в отношении к своим производственным и общественным обязанностям,  талантливого и перспективного организатора вскоре заметили в Челябинском обкоме ВЛКСМ и рекомендовали на пост комсомольского руководителя автозавода.  Должность  эта в войну и первые послевоенные годы  была номенклатурой ЦК ВЛКСМ. И отправился 20-летний Богачев на беседу прямиком к первому секретарю ЦК тех лет Н.А.Михайлову.  Беседовали они минут 40, руководитель комсомола  интересовался прошлым родителей, отношением к спорту, организацией досуга, личной жизнью, увлечениями  и, судя по всему, остался удовлетворённым ответами.

На роль комсомольского лидера Николай Васильевич подходил по всему стандартному набору требований. Он выгодно отличался начитанностью, был не по годам рассудительным, мудрым, и очень  порядочным человеком.  Общественной работой занимался со школы. В Миассе, где, как в большой деревне, от людей не спрячешься, никто и никогда не сказал о нём ни одного худого слова. Увлекался футболом, коллекционировал репродукции картин (после него осталось четыре огромных, переплетённых в типографии альбома), марки, монеты. Виртуозно играл на баяне, замечательно пел, сочинял лирические стихи, азартно собирал местные диалекты, меткие словечки и афоризмы, записывал детские премудрости. Он и внешне производил впечатление человека увлеченного,  взрослого, солидного не по годам и строгого с точки зрения морали.

На УралЗИСе  насчитывалось в то время 700 членов ВЛКСМ — не так уж и много для завода-гиганта. Но ведь автозавод тогда был только в начале своего исторического пути. Как в любой заводской  комсомольской организации главным  считалось найти своё место в производственной деятельности трудового коллектива. И  Николай Васильевич начинает  с создания   контрольных комсомольских  постов по экономии и бережливости. Организует   рейды по выявлению узких мест, субботники,  массовое движение рационализаторов и изобретателей. И всюду добивается результатов. К XI съезду комсомола, например, молодёжь в сверхурочное  время  изготовила  сто автомобилей сверх плана. За рационализаторскую работу комитет комсомола получил  грамоту ЦК ВЛКСМ. Завод завоевал звание «Завод стахановского труда». Это означало, что достигнуты  не только высокие показатели —  на другой уровень поднялись организация труда,  культура производства,  активность  и заинтересованность в успехах общего дела  самих рабочих.

«Мы стремились дотянуться до каждого комсомольца, — вспоминал  Н.В.Богачёв, — затронуть его душевные струны, взволновать, вывести из состояния апатии, равнодушия, вовлечь в интересное дело, помочь ему раскрыть свои способности. Однажды девушки из деревообрабатывающего цеха впервые надели красные косынки, и все увидели, какие у них, оказывается,  милые и симпатичные лица, озорные улыбки, лукавый и задорный взгляд. И самое главное – это их инициатива, это они сами догадались — раздобыли ситчик, порезали и пошили себе платки: всё от души и по душе. Мы в комитете комсомола радовались этому свежему ветерку».

При Богачёве на автозаводе построили стадион и пионерский лагерь на берегу озера Тургояк, заложили заводской парк. И всюду неквалифицированную работу выполняли на субботниках комсомольцы и молодые рабочие. Традицией стали соревнования выходного дня  по лыжам, конькам, лёгкой атлетике.  Более 20 команд участвовали в чемпионате завода по футболу. Команда «Торпедо» стала фаворитом всех первенств и кубковых состязаний области и Урала. А какую роль играл Дом культуры! Молодёжь, не обращая внимания на неудобства, в этом накренившемся от старости бараке проводила  свои вечера, смотры художественной самодеятельности. Именно в его годы появились первые коллективы заводской художественной самодеятельности.

Николай Васильевич был удивительно скромным, с обострённым чувством порядочности человеком. Он вырос в маленьком домике на крутых склонах Чашковских гор, с крошечным огородиком, который кормил всю его семью долгие годы. До начала 60-х ездил на работу за 14 км от дома, как придётся, в основном рабочим поездом, который назывался   — «Мотовоз». Только в 1961 году, будучи  секретарём парткома, получил благоустроенную квартиру. А когда в 1968 году стал первым секретарём горкома партии, мог занять освободившуюся четырехкомнатную квартиру своего предшественника  в центре. Но распорядился, чтобы в неё поселили рабочего, Героя Социалистического Труда В.М.Густоева.

Почти 70 лет прошло с тех пор, как Богачёв стал комсоргом ЦК ВЛКСМ на одном из крупнейших заводов страны. И  в день его девяностолетия ветераны вспоминают  о нём,   как  об одном из самых инициативных и деятельных руководителей комсомольской организации Уральского автомобильного завода, светлом, добром  и чистом человеке, оставившем глубокий след в истории Миасса, в сердцах его современников.

Леонтий Рабченок.

 

«Глагол» № 34 (2472) | 30 августа, четверг 2018 (корреспонденты)  glagol.miass@mail.ru

ПОМНИМ КАК ПАТРИОТА ГОРОДА

31 августа исполнилось бы 90 лет Богачеву Николаю Васильевичу, почетному гражданину нашего города, некогда работавшему председателем Миасского горисполкома, первым секретарем Миасского горкома КПСС.

Родился Николай Васильевич в Миассе, трудиться начал 15-летним подростком в 1943 году откатчиком на кирпичном заводе. После войны работал секретарем городской прокуратуры, затем завотделом и секретарем горкома комсомола, был комсоргом ЦК ВЛКСМ на автозаводе. Далее немало лет отдал партийной работе: в горкоме КПСС (завотделом), в парткоме УралАЗа (секретарем).

С1963 по 1981 год Богачев трудился на высших должностях горисполкома и горкома партии, а выйдя на пенсию, работал секретарем городского Совета народных депутатов.

В 80-е и 70-е годы Миасс бурно развивался. Увеличились мощности автозавода, завода «МиассЭлектроАппарат», треста «Уралавтострой», строились оборонные предприятия в северной части, рос Машгородок. Как первый руководитель города Николай Васильевич почти два десятка лет активно влиял на развитие социальной сферы и инфраструктуры Миасса. Например, были возведены Верхне-Иремельское водохранилище с городским водоводом, ТЭЦ на градообразующих предприятиях, заработали очистные сооружения в Селянкино, была осуществлена масштабная газификация. Быстрыми темпами рос жилищный фонд, сдавались новые школы и детсады. 40 лет Богачев избирался депутатом городского Совета, 16 лет — областного Совета. За вклад в развитие родного города Николай Васильевич награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета».

Он был разносторонне развитым человеком, в молодости увлекался футболом, любил волейбол. Играл на баяне, был очень начитанным, писал стихи, а впоследствии выпустил два сборника статей о Миассе. Николай Васильевич отличался удивительной скромностью и исключительной честностью. Прожив со своей супругой Ниной Ивановной 53 года в любви и согласии, воспитал замечательных детей.

Николай Васильевич умер в Миассе в 2002 году. Память о нем хранят не только его родные, бывшие соратники, ветераны труда, но и многие, кому он помог, о кем дружил, на кого оказал личностное влияние. Прежде он памятен и дорог нам как патриот города, отдавший ему все силы, все сердце, свою горячую любовь.

Совет почетных граждан  МГО

This entry was posted in Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *